Статьи

Японская мода

Начиная с 1970-х гг. новое поколение японских дизайнеров постепенно стали заполнять мировую фэшн-арену. Одним из наиболее выдающихся представителей стал Кэндзо Такада (1939 г.р. известен как Кэндзо], организовав свою первую коллекцию в 1970 году в Париже в своем бутике Jungle Jap в галерее Galerie Vivienne. Характерное для него сочетание дерзких, красочных принтов с цветочной интарсией или жаккардом сформировалось еще в его бытность студентом в Париже, когда он мог позволить себе лишь ткани с блошиного рынка.

Кэндзо был первым японским дизайнером, вставшим на одну планку с западными мастерами в мире моды, а его лейбл до сих пор остается одним из самых значимых в сегменте готовой одежды во всем мире. В своих коллекциях он исповедовал новую эстетику в западной одежде, включая футболки-туники из yukata (летнее кимоно) и платья с оби — японским поясом. Сочетание цветов и тканей, подбивки и квадратных форм отдавали своеобразную дань японскому кимоно. Кэндзо не делал вытачек и использовал смелые, прямые линии, познакомив Запад с тем, что в Японии считалось уже немодным. Сразу же после первого показа в 1970 году один из его дизайнов в традиционной японской технике sashiko появился на обложке престижного французского журнала мод Elle.

В начале 1980-х гг. Рей Кавакубо, сотрудничавший с лейблом Comme des Garcons, и Ёдзи Ямамото представили свои коллекции в Париже наряду с уже известным дизайнером Иссэй Миякэ. Трое дизайнеров основали новую школу моды — японский авангард — заложив основы для постмодернисткой интерпретации моды, со стертыми границами между Западом и Востоком, модой и антимодой, модерном и антимодерном. Подобно Кэндзо, эти дизайнеры придавали огромное значение одежде прошлого, включая одежду японских фермеров, которую носили из практических соображений. Они использовали древнеяпонские техники окрашивания материалов и набивки, которые на Западе стали символом высокой моды.

Первый показ Comme des Garcons состоялся в Париже в 1981 году. Уникальная эстетика сочетала в себе общепринятые идеи о конструкции изделия с особым вниманием к фактуре и выбору материалов. Их изделия скрывали фигуру и его очертания, а черный цвет стал главным в авангардной моде 1980-х гг Минимализм и сдержанность Кавакубо отражали постмодернистский подход к моде, бросая вызов любым установленным классификациях, идеологиям и определениям. В конце десятилетия Comme des Garcons закрепила за собой статус лидера в мировой моде, и почти 100 розничных аутлетов располагались за пределами Японии.

Ёдзи Ямамото посвятил себя дизайну женской одежды в 1970 году, а два года спустя выпустил собственную линию в Токио, вытеснив западный динамизм и смену трендов аскетичной чувственностью. После первого показа — «Y’s for Women» — в Токио в 1977 году ассортимент был расширен и в 1979 году включил линию мужской одежды и вторую линию «Y’s for Men» в 1981 году, тогда же, когда Ямамото организовал в Париже первый показ. Впоследствии в брэнд-руме DC (Designer Character, где продавались изделия Comme des Garcons и Иссэй Миякэ по более доступным ценам), Ямамото стал единственным японским дизайнером, удостоенным французского Ордена Искусств и Литературы. В области от кутюр Ханае Мори (род. 1926) была единственным японским кутюрье, принятым в престижный Профсоюз Высокой Моды в 1977 году. В своих изделиях она сочетала западный крой и техники драпировки с японскими мотивами, выпуская коллекции от кутюр, оперные костюмы и наряды для королевских особ.

Влияние японских дизайнеров отчасти отодвинуло границы моды от западных идеалов фигуры и стандартов в одежде. Более того, западная мода впитала в себя неевропейское влияние, традиции и формы, сделав их частью мейнстрима, чему свидетельством успешное сотрудничество Ямамото с компанией Adidas в 2002 году в коллекции Y-3.

К середине 1980-х пресса забыла журналистское клише «Хиросимский шик» применительно к созерцательной строгости творений Рей Кавакубо. Асимметрическая красота ее нарядов получила признание благодаря утонченной композиции, «скульптурная» эстетика казалась чем-то абстрактным на фоне человеческой фигуры. Нейтральная палитра черного, темно-серого и белого, преобладающая в коллекциях Кавакубо в середине 1980-х, подчеркивает такое скульптурное восприятие. Слияние навыков и философии в ее работах основаны на тесной взаимосвязи между самим дизайнером и ее давними помощниками. Процесс создания ее изделий был абсолютно нестандартен, и она призывает всех своих сотрудников изобретать новые техники, чтобы подчеркнуть нюансы абстрактных дизайнов.

В этом ансамбле квадратный верх, воротник и покатые плечи, переходящие в широкие длинные рукава, напоминают монашескую рясу. Об этом свидетельствует конструкция лифа, переходящего в вертикальную драпировку на талии по центру. Объемная юбка до щиколоток имеет более широкий крой на бедрах и расходится на два кармана.

1 ВОРОТНИК «ХОМУТ»

Большой, свободный, отложной воротник по форме напоминает хомут и сливается с конструкцией самого наряда. Если накинуть его на голову, он будет обрамлять лицо подобно капюшону.

2 ДРАПИРУЕМАЯ ТКАНЬ

Длинная клетчатая ткань драпируется вокруг фигуры от плеча до бедра, формируя свободный, многослойный силуэт. Узор напоминает шотландские пледы, а плетеные клетки у швов скошены под углом 45 градусов.

1942-75

Рей Кавакубо родилась в Токио и окончила факультет искусств в Университете Кэйо, один из самых престижных частных университетов Японии. До основания собственного лейбла Comme des Garcons (названием которого стали слова из песни Франсуазы Арди) в Токио в 1969 году она работала в рекламном отделе производителя пряжи и в качестве независимого фэшн-стилиста. С самого начала коллеги описывали ее как выдающегося новатора, дизайны которого буквально подрывают сложившиеся устои.

1976-83

В 1976 году дизайнер открыла в Токио свой магазин, интерьер которого был создан художником Такао Кавасаки. Первая линия мужской одежды Comme des Garcons Homme запущена в 1978 году. Коллега по цеху Ёдзи Ямамото предложил организовать первый совместный показ с Кавакубо во время официального сезона прет-а-порте в 1981 году, в отеле Intercontinental, чтобы произвести на публику больший эффект. Кавакубо открыла в Париже свой первый бутик в следующем году, а в 1983 переключилась на производство мебели.

1984-93

В 1980-е 1990-е гг. Кавакубо экспериментировала с техниками деконструкции, используя для своих тканей видавшие виды материалы; в 1992 году она выпустила серию платьев, напоминавших бумажные эскизы, вызвав в прессе настоящую сенсацию. В том же году Кавакубо предоставила своему протеже Джунии Ватанабэ (род. 1961) возможность выпустить собственную линию одежды в рамках Comme des Garcons. Работы Кавакубо были выставлены в 1986 году на экспозиции «Mode et Photo» («Мода и фотография») в Центре Помпиду в Париже.

1994 — по настоящее время

Работы Кавакубо были представлены в Институте Костюма Киото в 1993 году. Ее бренд выпускал духи. Магазин в Париже был открыт в 2000 году. В 2004 году несколько магазинов были открыты в необычных районах, а в 2008 Кавакубо вступила в сотрудничество с ритейлером Н&М.

Комментарии к записи Японская мода отключены