ИСТРОИЯ ГОБЕЛЕНА

В мире известны различные способы создания гобеленов. Наиболее распространенный тип гобелена — большое старинное настенное полотно, затканное шерстяными нитками и изображающее сцены из Библии, мифологические или охотничьи сценки. По существу, гобелен представляет собой затканную от руки ткань с определенным пространственным расположением цветовых оттенков.

Рисунки для гобеленов выбирались на классические сюжеты, заимствованные у великих художников. Копию, или рабочий чертеж, делали в размерах оригинала. Использовали два типа станков — с вертикальным и горизонтальным расположением основы. В первом случае ткали, точно воспроизводя рисунок. На станках с горизонтальным расположением основы воспроизводили зеркальное отображение рисунка.

Наиболее известной является серия гобеленов “Единорог” (хранится в Музее Клюни в Париже) и серия “Монастыри” (хранится в Нью-Йорке). В течение многих лет не удавалось определить происхождение гобеленов “Единорог”, однако последние исследования позволили установить, что они вытканы в Брюсселе примерно в 1500 году.

ФЛАМАНДСКИЕ ГОБЕЛЕНЫ

В 15 веке покровительство герцога Бургундского позволило фламандским ткачам из Арраса успешно создавать гобелены. В 1477 году город отошел к Людовику XI Анжуйскому. На типичных аррасских гобеленах изображены фруктовые сады и парки, сценки из охотничьей жизни, декорированные лиственным цветочным орнаментом. Когда Аррас перестал быть центром ткачества, важную роль стал играть город Турне. На гобеленах, вытканных в Турне, в мельчайших деталях изображены сцены из жизни при дворе герцога Бургундского Среди других городов, в которых делали гобелены, — Ипр, Брюгге, Гент и Уденаард. Брюссельские мастерские тоже были известны своими высококачественными изделиями. В эпоху Возрождения ткали гобелены на библейские и аллегорические сюжеты, украшая их лиственным и цветочным орнаментом. Серию гобеленов “Деяния апостолов” по картонам Рафаэля, выполненным им по заказу папы Льва X, ткали четыре года. Копии с картонов делали на Парижской гобеленовой мануфактуре и в мастерских в Мортлейке, недалеко от Лондона. В конце 18 века искусство ткачества гобеленов в Брюсселе заглохло.

ФРАНЦУЗСКИЕ ГОБЕЛЕНЫ

В 8 веке на Францию напали сарацины. После ухода армии некоторые представители этого народа остались во Франции. Именно они завезли во Францию искусство ткать гобелены. К 10 веку уже существовали мануфактуры в Сомюре, Туре и Бельгар- де. Одна из наиболее известных работ раннего периода — серия из семи полотен, на которых изображены 70 сцен из Апокалипсиса. Эти гобелены начали ткать в 1376 году для Людовика Анжуйского.

В 1662 году Кольбер, министр торговли при Людовике XIV, порекомендовал Парижской гобеленовой мануфактуре принять статус “королевской мануфактуры” и получать субсидии из казны. Под руководством Шарля Лебрена (1619 — 1690) мануфактура стала процветать. На ней ткали гобелены в стиле барокко на хорошо известные сюжеты — “История Дианы” по картонам Тюссена и “Месяцы” Лукаса ван Лейдена. В 17 веке вошли в моду гобелены, которые ткали на станках с расположением основы в горизонтальной плоскости; они получили название гобеленов в рамке. Их создавали по картонам таких художников, как Франсуа Буше. Гобелены в рамке представляли собой декоративные полотнища, которыми накрывали диваны и кресла. На фоне, имитирующем парчу, была представлена пасторальная сцена или сцена на классический сюжет в обрамлении купидонов, корзин и букетов. Жан-Батист Юэ (1745 — 1811), знаменитый художник по набивным ситцам из Жуй, также делал для гобеленовой мануфактуры эскизы в модном стиле рококо и в стиле китайской миниатюры.

В 1684 году управляющим гобеленовой мануфактурой в Бове стал Филипп Беагль (ум. 1705). При нем работа мануфактуры оживилась, за 21 год было изготовлено около 20 различных серий гобеленов. Вместе с Беглем работал модельер Жан Верен (1637 — 1711). Они создали несколько гобеленов, в том числе известные “Гротески”, в которых использовались восточные, морские и музыкальные мотивы, которыми прославился Верен. В 1762 году на мануфактуру пригласили Жана Батиста Удри (1686 — 1755). Самой известной работой Удри на мануфактуре в Бове были “Басни” Лафонтена, которые впоследствии неоднократно копировались. Буше создал для мануфактуры в Бове знаменитую “итальянскую” серию, иллюстрации на темы идиллической сельской жизни, и “китайскую” серию — подарок китайскому императору от французского короля.

Происхождение гобеленов из мануфактуры в Обюссоне, изображавших сцены из охотничьей жизни и сцены на религиозные сюжеты, было известно. Они не привлекали особого внимания до

середины 18 века, когда возникла мода на небольшие декоративные полотна, которыми славилась эта мануфактура. На мануфактуре неоднократно обращались к картонам Удри на сюжеты “Басен» Лафонтена, и с повышением стандартов качества эти гобелены привлекали все большее внимание.

АНГЛИЙСКИЕ ГОБЕЛЕНЫ

Самые ранние английские гобелены, сохранившиеся до нашего времени, изготовлены в середине 16 века в мастерских Вильяма Шелдона (ум. 1570) в Барчестоне, Уоркшир. Шелдон ткал главным образом карты графств, соблюдая все архитектурные и географические особенности местности и обозначая названия городов заглавными латинскими буквами. В мастерской делали живописные полотна, на которых было заметно фламандское влияние. В начале 17 века, с появлением мастерской в Мортлейке, которой покровительствовал король, мастерская Шелдона пришла в упадок.

Мастерская в Мортлейке была создана в 1618 году. Ею руководил Франсис Крейн (ум. 1636), Первые гобелены с изображением Вулкана и Венеры были изготовлены по заказу принца Уэльского, будущего Карла I. Вероятно, самыми известными гобеленами мастерской является серия «Деяния апостолов”.

Гобеленовые мастерские были открыты в Сохо, где Пол Сондерс (ум. 1770) ткал изящные гобелены для многих богатых домов, и в Фулеме — в мастерской Пьера Паризо (1697 — 1769), где ткали изящные дорогие каминные экраны и обивочную ткань для кресел.